На разрешение судебной комиссионной экономической экспертизы был поставлен вопрос, какова стоимость работ по заключенному госконтракту на обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Однако в ходе конъюнктурного анализа рынка и последующих расчетов эксперты допустили серьезные ошибки, что повлекло двукратное занижение итоговых результатов оценки.
Компания «Теле-КСМ» (название изменено) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Муниципальному казенному учреждению о расторжении договора на выполнение работ по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. В заявлении истец просил взыскать с ответчика стоимость фактически выполненных работ в сумме 2162 тыс. руб. по заключенному в мае 2017 года контракту.
Суд назначил комиссионную экономическую экспертизу. На разрешение был поставлен вопрос: какова стоимость работ по разработке 38 отчетов по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и 9 планов обеспечения транспортной безопасности, выполненных в рамках исполнения муниципального контракта между «Теле-КСМ» и госучреждением (МКУ)?
В сентябре 2018 года эксперты провели конъюнктурный анализ рынка аналогичных услуг по оценке уязвимости и разработке планов ОТБ ОТИ. В качестве источника информации использовался Интернет. Согласно расчетам, стоимость работ составила 1 211 819 руб.
Также в апреле-июле 2018 года была проведена комиссионная экономическая экспертиза по арбитражному делу между «Теле-КСМ» и Краевым бюджетным учреждением. В рамках этого дела истец требовал расторгнуть заключенный в июле 2017 года договор на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также взыскать с бюджетного учреждения стоимость фактически выполненных работ в сумме 2639 тыс.руб.
Эксперту требовалось определить стоимость работ по разработке, согласованию с заказчиком и утверждению в Росавтодоре 50 отчетов по дополнительной оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В рамках сравнительного подхода эксперты провели анализ конъюнктуры рынка аналогичных услуг по оценке уязвимости. Источником также служил Интернет. Искомая величина составила 1980 тыс.руб. В рамках затратного подхода – 2110,2 тыс.руб. Т.о., итоговая стоимость выполненных работ составила 2045 тыс.руб.
В октябре 2018 года на сентябрьскую экспертизу выполнена рецензия.
Анализ заключения выявил нарушения законодательства в области судебно-экспертной и оценочной деятельности, не позволяющие считать проведенное исследование допустимым доказательством по делу.
Так, в заключении не указаны сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; отсутствует раздел «Оценка результатов исследований». В нарушение ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», предъявляющей требования к полноте, всесторонности и обоснованности, порядок отбора объектов-аналогов экспертами не описан. Состав объектов-аналогов, которые учитываются в расчетах, не соответствует параметрам заданного поиска. Необоснованно исключены аналоги из среднего и высшего диапазона стоимости, что повлекло двукратное занижение итоговых результатов оценки. Эксперты приводят таблицу аналогов, но пояснений относительно порядка их выбора – нет.
Рецензентом проведен анализ интернет-сайта (zakupki.gov.ru), на основании которого производились экспертами расчеты, за исследуемый период. Выявлены нарушения в подборе аналогов услуг по оценке уязвимости ОТИ. Проверка показала, что сведения об аналогах в среднем и верхнем диапазоне стоимости были доступны, но им не была дана оценка. Таким образом, по результатам более полной и объективной выборки рыночная стоимость отчета по оценке уязвимости ОТИ составляет 40 628,78 руб. с НДС, вместо 20 000 руб., рассчитанных экспертами.
В нарушение п. 18, п.20 ФСО-1, затраты на выполнение работ по проведению оценки уязвимости и разработки планов ОТБ ОТИ учтены не в полном объеме. Накладные расходы (на проезд, ГСМ, почтовые расходы, материалы, канцтовары и услуги связи и пр.), расходы на аренду помещений, коммунальные услуги и т.д., необоснованно не учитывались. Данный факт повлек занижение стоимости, рассчитанной затратным подходом, и как следствие, занижение итоговых результатов оценки.
Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устаревания. Работы по проведению оценки уязвимости и разработки планов ОТБ ОТИ не могут быть произведены без учета накладных расходов, расходов на аренду помещений, коммунальных услуг и прочих.
Суммарная величина всех этих расходов, по данным ООО «Теле-КСМ», составила 212 218,05 руб. (без НДС). Однако в калькуляции эксперты приняли перечисленные выше расходы в размере 0 руб.
Заключение произведено с нарушением законодательства в области судебно-экспертной и оценочной деятельности, содержит методологические ошибки, противоречия и неточности, оказавшие влияние на результат оценки. Выявленные нарушения свидетельствуют о несоответствии экспертизы нормам действующего законодательства. Выводы о рыночной стоимости работ по разработке 38-ти отчетов по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и 9 планов обеспечения транспортной безопасности, приведенные заключении, не являются обоснованными и не могут быть признаны достоверными в соответствии со ст. 12 федерального закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Выводы рецензии были переданы на рассмотрение суда, в результате чего по делу назначена повторная экспертиза.
БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА
Рецензенты СРО готовы бесплатно провести анализ заключения эксперта и дать устную консультацию по выявленным недостаткам и целесообразности подготовки рецензии. Вся работа производится дистанционно, независимо от региона. Ждем Ваших вопросов!
Воспользуйтесь нашей помощью, и мы с радостью проконсультируем Вас абсолютно БЕСПЛАТНО!
Оставить заявку Заказать звонок
Добавить комментарий