ГлавнаяБлогНаша практикаАвтотехническая экспертизаРецензия на автотехническую экспертизу признана судом более информативной, чем сама экспертиза
Рецензия на автотехническую экспертизу признана судом более информативной, чем сама экспертиза
Ошибки автотехнической экспертизы сыграли против истца
08.07.2020

Житель Омска приобрел снегоболотоход от производителя, но в течение гарантийного срока обнаружилась неисправность двигателя машины. По мнению покупателя, причина поломки – в заводском дефекте, но продавец уверен, что сам владелец использовал снегоболотоход ненадлежащим образом.

Первомайский районный суд Омска рассматривает иск о защите прав потребителя Дмитрия Кузина к ООО «Спорт-Авто» (название организации и фамилия изменены). Согласно заявлению, летом 2019 года истец купил снегоболотоход «Хищник» за 4 млн руб., но в течение срока гарантии в двигателе машины были выявлены неисправности. Продавец «Спорт-Авто» в отзыве сообщил том, что поломка носит эксплуатационный характер. Чтобы разобраться в деле, суд назначил автотехническую экспертизу.

Внешний осмотр объекта проводился при смешанном освещении. Установлено, что на привалочной плоскости блока цилиндров в двигателе имеются значительные наслоения пригоревшего материала. На поверхностях днищ поршней и зонах камер сгорания на стенках цилиндров имеется значительный слой нагара. На стенках цилиндров – наслоения в виде потеков. Осмотр головки блока цилиндров показал, что поверхность привалочной плоскости очищена от загрязнений, имеются следы прилегания прокладки и контакта с охлаждающей жидкостью. На поверхности прокладки головки блока цилиндров обнаружены следы пригаров, особенно ярко выраженные в месте перемычек между цилиндрами и с правой стороны двигателя.

По мнению эксперта, выявленные признаки говорят о том, что в двигателе болотохода произошло нарушение герметичности прокладки головки блока цилиндров. В конечном итоге это привело к попаданию газов из камер сгорания в систему охлаждения и выбросу охлаждающей жидкости из расширительного бачка.

Для определения технического состояния ДВС был демонтирован. Установлено, что детали кривошипно-шатунного механизма находятся в исправном состоянии. На поршне второго цилиндра имеются незначительные повреждения огневого пояса и перемычек в виде задиров со стягиванием материала. На рабочей поверхности гильзы второго цилиндра имеются повреждения в виде сильных задиров. Детали сцепления — в исправном состоянии. Признаки перегрева двигателя отсутствуют.

Согласно выводам экспертизы, в двигателе есть неисправности в виде нарушения герметичности прокладки головки блока цилиндров, повреждения поршней и рабочих поверхностей гильз цилиндров. Поскольку признаков эксплуатации машины с повышенными нагрузками не выявлено, причиной повреждения явилась слабая затяжка болтов или шпилек крепления головки блоков цилиндров. В свою очередь, причиной этому послужила недостаточная затяжка болтов при установке головки блока цилиндров в двигатель на производстве. Повреждения поршней и рабочих поверхностей гильз цилиндров явились следствием нарушения герметичности прокладки.

По мнению эксперта, неисправности носят производственный характер. Стоимость замены двигателя без учета износа на заменяемые запчасти составляет 454,5 тыс. руб., с учетом износа — 445 тыс. руб., включая расходы на эвакуатор и стоимость транспортировки снегоболотохода к месту ремонта — из Тюмени в Омск — и обратно.

ООО «Спорт-Авто» обратилось за рецензией. Анализ автотехнического заключения выявил ряд нарушений. Так, например, экспертом не указано, кто присутствовал при осмотре двигателя снегоболотохода. В материалах экспертизы нет сведений о том, кто предоставил доступ к объекту. Ходатайств о назначении даты осмотра и вызове сторон для проведения осмотра заявлено не было. При этом без ведома и согласия истца автомобиль не мог быть осмотрен. Следовательно, между ними был установлен личный контакт, а это грубое нарушение ст. 16 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

В ходе исследования эксперт не использовал ни одного источника, касающегося непосредственно исследуемого снегоболотохода. Отсутствует техническая документация, руководство по эксплуатации машины, регламент на ее обслуживание.

Согласно выводам эксперта, причиной неисправности двигателя является слабая затяжка болтов головки блока цилиндров на производстве. Но в таком случае она продолжала бы ослабевать и в ходе эксплуатации, что в конечном итоге привело бы к выпадению болтов. Но этот факт не проверен и не подтвержден. В данном же случае вывод эксперта носит предположительный субъективный характер, основанный на догадках и предположениях.

Перегрев двигателя как причину возникновения повреждений эксперт исключает, поскольку у него отсутствуют сведения о работе снегоболотохода в режиме повышенных нагрузок. Однако основной причиной перегрева является нарушение работоспособности системы охлаждения. А это может произойти из-за залива некачественного антифриза. Эта возможная причина не исследована, эксперт ее даже не упоминает. Еще одной причиной перегрева может стать использование транспортного средства при холодном пуске двигателя, когда перед началом эксплуатации двигатель не прогревается до рабочих температур. Чтобы установить признаки перегрева двигателя, необходимо было исследовать сам двигатель, а не сцепление снегоболотохода.

Стоимость работы и ожидания эвакуатора – необоснованно завышена. Расходы на эвакуатор составляют 135 тыс. руб. Однако никак не обосновано, почему транспортировать машину обратно должен тот же эвакуатор, что транспортировал его из Омской области в Тюменскую. Решение эксперта, что эвакуатор должен ждать, пока будет произведен ремонт двигателя, является личным пожеланием и никак не нормировано ни методическими рекомендациями по определению стоимости восстановительного ремонта, ни на законодательном уровне. Кроме того, по данным открытых источников, стоимость эвакуации ТС из Тюмени в Омск составляет до 24 тыс. руб. Таким образом, стоимость ремонта двигателя сильно завышена.

Очевидно, что исследование носит очень поверхностный характер. Причины повреждений объективно не установлены. Проведенное исследование не отвечает ни одному из требований законодательства, предъявляемых к автотехнической судебной экспертизе. По мнению рецензента, такое заключение не может использоваться в качестве доказательства по делу.

Суд назначил повторную экспертизу после рецензии. Причины повреждения двигателя выясняются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА

Рецензенты СРО готовы бесплатно провести анализ заключения эксперта и дать устную консультацию по выявленным недостаткам и целесообразности  подготовки рецензии. Вся работа производится дистанционно, независимо от региона. Ждем Ваших вопросов!

Воспользуйтесь нашей помощью, и мы с радостью проконсультируем Вас абсолютно БЕСПЛАТНО!

Оставить заявку Заказать звонок