В Республике Крым на участке дороги «Симферополь – Феодосия» был выполнен ремонт, однако дорожное покрытие не выдержало отведенного госконтрактом срока и стало разрушаться. Как показала экспертиза, толщина конструктивных слоев дороги меньше, чем того требуют нормативы, а стоимость фактически выполненных работ сильно завышена.
В Крыму в рамках уголовного дела была назначена дополнительная комплексная судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно материалам следствия, прораб ООО «ЮгМеханика» Анатолий Безбратов, в 2015 году исполнявший обязанности директора, заключил со Службой автомобильных дорог (фамилии и названия изменены) госконтракт на ремонт участка дороги Р-23 «Симферополь — Феодосия». Сумма договора составила 229,5 млн руб. Деньги были выделены из бюджета республики. Фактически, Безбратов был начальником участка, ремонт которого предполагался. В период с июня 2015 года по ноябрь 2016 года он сделал недостоверные записи в журналах укладки асфальтобетонных смесей, а затем подписал акты скрытых работ. Заказчик, не зная, что его ввели в заблуждение, перечислил всю сумму на расчетный счет подрядчика. Однако «отремонтированный» участок дороги не выдержал установленных контрактом 4 лет и начал разрушаться. Анатолию Безбратову были предъявлены обвинения в соответствии с ч.4 ст.159 УК РФ.
Согласно строительно-техническому заключению, данному в феврале 2019 года, объемы и стоимость фактически выполненных работ не соответствуют актам приемки и проектной документации. Разница между ними составляет 49,5 млн руб. по выравнивающему слою асфальтобетонного покрытия и 13,7 млн руб. — по верхнему конструктивному. Толщина слоев не соответствует нормативным требованиям. Причиной несоответствия сумм являются: завышение толщины выравнивающего слоя на 5,8 см, а толщины конструктивного верхнего слоя на 1,2 см. В ходе расследования уголовного дела возникли новые вопросы в отношении ранее исследованных обстоятельств. В частности, какова же толщина конструктивных слоев дороги, и возможно ли использование ее при несоответствии нормативам. Для этого в декабре 2019 года была назначена дополнительная строительно-техническая экспертиза.
Для проведения исследования специалисту были предоставлены материалы дела и 36 кернов, отобранных на исследуемом участке дороги. Согласно заключению, средняя толщина верхнего слоя во всех кернах составляет 3,78 см, а выравнивающего – 2,15 см. При этом по проекту толщина верхнего слоя должна быть 5 см, а выравнивающего – 8 см. Нормативный срок эксплуатации участка дороги уменьшился за счет несоответствия толщины верхнего слоя. Объемы фактически выполненных работ по ремонту участка автодороги не соответствуют объемам, представленным в закрывающей документации. Разница между стоимостью фактически выполненных работ и стоимостью работ, отраженных в актах приемки, составляет: по выравнивающему слою — 49,9 млн руб., по верхнему слою – 13,97 млн руб.
Ознакомившись с заключением, адвокат Безбратова усмотрел грубые нарушения действующего законодательства. Сомневаясь в объективности экспертизы, он решил заказать рецензию.
В ходе тщательного анализа выяснилось, что в экспертизе отсутствуют сведения о квалификации и стаже эксперта, а также подписка о предупреждении его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Не указано, какие методы использовал эксперт, нет оценки результатов. Отсутствует обоснование сделанных выводов. Т.е. по своему содержанию и оформлению экспертиза не соответствует требованиям закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ.
Выяснилось также, что производство дополнительной экспертизы было поручено сотруднику учреждения, которое выполняло ремонтные работы на объекте после того, как свой ремонт провела «ЮгМеханика», и после отбора кернов. А это, по мнению рецензента, вызывает сомнения в независимости эксперта.
Отсутствие данных о поверке измерительного оборудования вызывает обоснованные сомнения в точности. Кроме того, проводя исследования, эксперт не учел, что представленные ему на исследование керны были отобраны еще в 2017 году, а сведений об условиях хранения этих образцов у него не было. В течение прошедших двух лет ненадлежащие условия хранения кернов могли привести к нарушению их целостности, деформациям и другим изменениям. Исследование вероятности отбора образцов в местах образования колеи не проведено, это могло повлечь за собой искажение результатов. Фактически отобранное для исследований количество образцов в 2 раза меньше требуемого и не обеспечивает необходимую по СП 78.13330.2012 точность определения толщины слоев.
Учитывая многочисленные нарушения и недочеты, выявленные в ходе рецензирования экспертизы, выводы строительно-технического заключения были признаны несостоятельными. Экспертом были нарушены требования объективности, всесторонности, полноты, проверяемости и однозначности исследований, изложенные в ст.ст. 4, 8, 16 ФЗ №73-ФЗ. Натурный осмотр не соответствует СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». В распоряжении эксперта явно не было достаточной информации для дачи достоверных ответов по поставленным вопросам. Выявленные нарушения явились основанием для назначения повторной судебной экспертизы. Расследование дела продолжается.
БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА
Рецензенты СРО готовы бесплатно провести анализ заключения эксперта и дать устную консультацию по выявленным недостаткам и целесообразности подготовки рецензии. Вся работа производится дистанционно, независимо от региона. Ждем Ваших вопросов!
Воспользуйтесь нашей помощью, и мы с радостью проконсультируем Вас абсолютно БЕСПЛАТНО!
Оставить заявку Заказать звонок
Добавить комментарий