Авария – дело темное
16.03.2020

В страшном ДТП между «Тойотой Камри» и тягачом «Скания», произошедшем на трассе «Чита – Иркутск», погибли двое пассажиров. Водитель легкового автомобиля был госпитализирован в тяжелом состоянии. В рамках возбужденного против него уголовного дела была назначена автотехническая экспертиза с целью прояснить обстоятельства дорожного происшествия.
Житель Читы Руслан Исаев (фамилии изменены) в октябре 2017 года возвращался домой из командировки по трассе Р-258 «Чита – Иркутск», ехал на своем Toyota Camry. В машине также находились его коллеги по работе Алексей Зарубин и Сергей Сапунов. Все трое общались, за разговорами дорога шла быстрее. Но, когда стемнело, пассажиры задремали. Руслану ничего не оставалось, как включить негромко музыку и остаться наедине со своими мыслями, вглядываясь в темноту, освещаемую фарами.

В это время на АЗС неподалеку от села Бада заехал тягач с прицепом. Его водитель – Ильнур Торопаев – не спеша заправил машину, перебросился парой слов со знакомыми дальнобойщиками и вновь сел за «баранку». Выезжать с АЗС пришлось сразу на крайнюю правую полосу движения, ведь прилегающая полоса оказалась занята припаркованными большегрузами.
Исаев приближался к заправке, не сбавляя скорости. Свет фар на мгновение осветил неподвижные большегрузы. В следующий момент Руслан увидел тягач, выезжающий на полосу его движения, но резкое торможение не спасло от аварии. Удар был такой силы, что пассажиры «Тойоты» скончались на месте от полученных травм, сам же Исаев был доставлен в Петровск-Забайкальскую больницу.
В марте 2018 года в рамках уголовного дела по ч.6 ст.264 УК РФ была назначена автотехническая экспертиза, цель которой — выяснить, располагал ли водитель «Тойоты Камри» технической возможностью уйти от столкновения. Согласно ее выводам, в случае, если на тягаче Scania не работали внешние световые приборы, то Исаев просто не мог избежать ДТП, следовательно, в его действиях нарушений не усматривается. Нарушения же Торопаева состояли в том, что он управлял автомобилем с неработающими световыми приборами и выполнял маневр, не убедившись в его безопасности. Однако в том случае, если на тягаче были включены «поворотники», фары и задние фонари, действия водителя «Камри» выразились в несвоевременном торможении. Но виноват водитель «Скании». Установить причинную связь действий Торопаева с ДТП экспертам не удалось, поскольку неизвестно, мог ли водитель тягача оценить скорость приближающейся «Тойоты» по свету фар в условиях темного времени суток.
В декабре 2018 года была назначена дополнительная экспертиза.
Как выяснил эксперт, дорога в районе АЗС асфальтированная. Ширина проезжей части 7,2м. Установлены знаки «Уступи дорогу», «Въезд запрещен» и «Километровый знак». Движение разрешено в двух направлениях. Установлено, что тягач был порожним и находился в исправном состоянии, его скорость движения не известна. Скорость движения «Тойоты» составляла 90 км/ч.
По словам эксперта, в рассматриваемой ситуации водитель тягача должен был уступить дорогу «Камри». При этом водитель «Тойоты» должен был выбрать безопасную скорость, при которой мог бы контролировать транспортное средство. Согласно замерам, видимости дороги для Исаева составляла от 81 до 85 м. Сравнив длину остановочного пути с расстоянием видимости, эксперт пришел к выводу, что Руслан не располагал технической возможностью уйти от столкновения. Более того, его автомобиль мог располагаться на второстепенной дороге (от с. Бада). При повороте и выезде на главную, он не мог к моменту столкновения разогнаться до 90 км/ч, следовательно, его скорость была гораздо меньше. Значит, Исаев располагал технической возможностью предотвратить аварию.
Адвокат обвиняемого заказал рецензию на автотехническую экспертизу. Анализ заключения выявил ошибку в расчетах эксперта. Правильно рассчитав величину остановочного пути «Тойоты», он сделал вывод, противоречащий логике автотехнического исследования: расстояние остановочного пути оказалось меньше расстояния видимости. Это повлияло на выводы всей экспертизы.
Кроме того, заключение не соответствует требования российского законодательства и выполнено с нарушениями Уголовно-Процессуального кодекса, а также ФЗ №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». Следовательно, оно не может использоваться в качестве доказательства по уголовному делу.
Принимая во внимание заключение рецензента, следствием была назначена повторная экспертиза. Выполненная в соответствии с методиками и на основании точных расчетов, она показала, что Руслан Исаев не имел возможности предотвратить столкновение. В сентябре 2019 года суд признал его невиновным в смерти пассажиров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА

Рецензенты СРО готовы бесплатно провести анализ заключения эксперта и дать устную консультацию по выявленным недостаткам и целесообразности  подготовки рецензии. Вся работа производится дистанционно, независимо от региона. Ждем Ваших вопросов!

Воспользуйтесь нашей помощью, и мы с радостью проконсультируем Вас абсолютно БЕСПЛАТНО!

Оставить заявку Заказать звонок