ГлавнаяБлогНаша практикаПсихологические экспертизыКогда полнота — полезна
Когда полнота — полезна
23.07.2019

Судебная психиатрическая экспертиза может назначаться в рамках вопроса об определении порядка проживания и воспитания несовершеннолетних детей. Зачастую именно на ее выводы опирается суд в принятии решений. Но неполные исследования и нарушения методик приводят к ошибочным выводам. Чтобы не допустить принятия их в качестве доказательства по делу, необходимо провести рецензию экспертизы.

Андрей Дурицын и Анна Фрадкова (фамилии измены) развелись год назад и с тех пор жили отдельно. С Андреем осталась 10-летняя дочь Софья, — девочка сама так захотела, а с Анной – 5-летний Миша. Взрослые виделись не часто, но оба скучали по детям. В конце 2017 года Андрей подал иск об определении порядка проживания и воспитания сына, ведь, если дочь живет с ним, возможно, удастся решить вопрос и по младшему ребенку. Анна в долгу не осталась и подала встречный иск об определении порядка проживания и воспитания дочери Софьи.

В феврале 2018 года была назначена судебная психиатрическая экспертиза с целью установления местожительства, а также выяснения эмоционального отношения и психологической привязанности обоих детей к родителям.

Исследования, проведенные в отношении Анны Фрадковой, показали, что она достаточно эмоциональна, при этом умеет сдерживать аффектные реакции. Умеет строить доверительные отношения с людьми, но иногда предпочитает формальность и отстраненность в отношении малознакомых. Хорошо контролирует свое поведения. Легкообучаема. Умеет отстаивать свои позиции, но может подчиниться, если нужно. Знает, когда нужно промолчать и как показать себя в выгодном свете. Предусмотрительна, активна, вынослива. Имеет лидерские способности. Склонна многое усложнять и долго переживает жизненные неудачи. Прямолинейна, осторожна, рассудительна. Обеспокоена будущим. В стрессовых ситуациях — невротична. Подэкспертную раздражает превосходство других людей. Эгоистичная, нерешительная, неискренняя, неуверенная в себе.

Обладая низким уровнем субъективного контроля, Фрадкова не видит связи между своими действиями и значимыми событиями собственной жизни. Полагает, что большинство событий являются результатом случая или действия других людей. Низкие показатели в шкале интернальности указывают на то, что в неприятностях семейной жизни Анна склонна винить не себя, а других членов семьи.

В воспитании дочери — были выявлены отклонения. Боязнь потерять дочь заставляет Анну прислушиваться к ее любым пожеланиям и немедленно их исполнять. Женщина испытывает повышенную неуверенность из опасения воспитать ребенка неправильно. Эмоциональный контакт и эмоциональная дистанция с дочерью оптимальны.

В связи с тем, что между бывшими супругами открытый конфликт, они часто выражают недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о ребенке». При этом один настаивает на строгом воспитании – другой идет у ребенка на поводу. Выявлено беспокойство за судьбу дочери, переживания из-за разлуки и чувство вины.

В то же время, указывает эксперт, наличие тревожности незначительное и не нарушает внутрисемейных отношений. Незначительны и переживания по поводу вины.

Анализ в отношении сына показал, что Анна уделяет ему достаточно, сил и времени. Правильно учитывает его потребности и старается их удовлетворить, не проявляя избыточной заботы и потворства. Также выявлена недостаточность требований-запретов по отношению к сыну: ребенку все можно; даже если он нарушает запреты, то знает, что наказания не будет. Мальчик ни за что не отчитывается перед матерью, а она — не хочет или не может установить рамки поведения. Такое воспитание, считает эксперт, ведет к развитию у ребенка неустойчивого типа.

Психологические исследования в отношении Андрея Дурицына показали, что он волевой, выносливый и решительный мужчина. Ответственный, практичный и добросовестный. Легкообучаем, расчетлив, эстет. Хорошо развито воображение. Властный, самоуверенный, напористый. Умеет строить доверительные отношения с людьми, но с малознакомыми предпочитает формальность. Старается не поддаваться случайным колебаниям настроения, но раздражается достаточно легко. Не любит, когда окружающие указывают на его недостатки. Пытается избегать конфликтных ситуаций. Имеет высокий уровень субъективного контроля.  Контролирует эмоции. Андрея, так же, как и Анну, раздражает превосходство других. По характеру — лидер. Успешно адаптируется к стрессовым ситуациям и находит из них выход, не боится трудностей. В общении не всегда тактичен. Имеет хорошо развитое чувство долга. Трудолюбив, легко переносит утомление. Осторожен, серьезно относиться к жизни. Уважает принципы и традиции. Обладает высоким уровнем контроля над любыми значимыми ситуациями.

Воспитанию дочери Софьи мужчина уделяет достаточно внимания, времени и сил. Удовлетворение потребностей ребенка — адекватное, без избыточного потворства желаниям девочки. Количество требований и запретов к ребенку — адекватные. В отношении дочери Андрей предпочитает обходиться без наказаний.

Воспитанию сына — также уделяет достаточно сил и времени. Удовлетворение потребностей ребенка — адекватное. В то же время, требований и запретов недостаточно. Сыну позволяется все, он ни за что не отчитывается перед отцом. Наказания за шалости отсутствуют. Такое воспитание стимулирует у ребенка развитие неустойчивого типа.  Выявлены отклонения в воспитании мальчика, повышенная неуверенность и боязнь ошибиться в том, как правильно его воспитывать. Причина этого — боязнь потерять сына и конфликт с бывшей супругой. Страх заставляет прислушиваться к малейшим пожеланиям мальчика и стремиться их исполнить.

Эмоциональный контакт оптимален, межличностная дистанция – адекватна. Аднрей в достаточной степени является авторитетом для сына, однако, не стремится поставить его в отношения зависимости.

Исследование Софьи Дурицыной 2008 года рождения показало, что девочка старается устанавливать с окружающими теплые и доверительные отношения. Стремится к свободе. Нуждается в спокойной обстановке, одобрении и понимании. Развит эгоцентризм, уверенность и завышенная самооценка. Вербальная агрессия используется в качестве защиты. Высокий уровень привязанности к маме и папе, при этом, гораздо большая привязанность наблюдается по отношению  к отцу. Папу считает добрым, маму – строгой. К брату – средний уровень привязанности.

Согласно исследованиям психологического состояния Михаила Дурицына 2013 года рождения, мальчик подвижный, жизнерадостный и очень активный. Обладает высокой игровой деятельностью. При этом – неусидчивый, часто переключается с одного на другое. Инструкции психолога выполнить не смог, поскольку не понимал, что от него требуют. На вопросы психолога почти не реагировал. У ребенка отсутствует активная речь. Выявлены задержки речевого развития. Отсутствие нормальной речи у мальчика не позволило провести полноценную диагностику. В предложенные игры не включился даже вместе с родителями.

Согласно выводам экспертизы, мать оказывает на детей положительное влияние и значима для них. Отец тоже оказывает положительное влияние, дочь очень к нему привязана. Привязанность сына к отцу — на среднем уровне. Психологическая ситуация между отцом и дочерью  — благоприятная. Поскольку в настоящее время Андрей не проживает с сыном и не взаимодействует с ним постоянно, психологическую ситуацию между ними трудно определить. У матери с сыном сложилась благоприятная психологическая ситуация, но она переживает из-за разлуки с дочерью и невозможности  с ней чаще встречаться.

Между Фрадкиной и Дурицыным сложились неприязненные отношения из-за материальных ограничений. Это отражается на дочери негативно, диагностика выявила у нее тревожность. При этом оба ребенка не находятся под психологическим воздействием родителей и других людей. По заключению экспертов, в связи с тем, что Софья и Миша испытывают друг к другу высокую эмоциональную близость, детям рекомендовано проживать вместе. При этом, находясь в предпубертатном возрасте, Софья особенно нуждается в материнской заботе.

В июне 2018 года на основании договора с Андреем Дурицыным проведена рецензия.

Специалист-аналитик обратил внимание на то, что в экспертизе отсутствует предупреждение специалистов, ее проводивших, подпись об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Причем, о самих экспертах вообще ничего не указано —  даже фамилий, не говоря уже об образовании, специальности, стаже работы, ученых степенях и званиях и занимаемых должностях. Полностью отсутствуют иллюстрации, что делает невозможным проверку представленных в экспертизе данных. Не указана дата исполнения и регистрационный номер документа.

Нет описания условий проведения исследований в отношении всех подэкспертных, режима и распределение нагрузки. Однако это является важным, поскольку проведение психологических исследований, особенно с несовершеннолетними требует специализированных  условий, наличие необходимого оборудования, а также соблюдения четко ограниченного временного интервала с учетом режима жизнедеятельности и состояния здоровья ребенка. Несоблюдение этих условий может существенно повлиять на результаты исследования, снижая достоверность. Поэтому достоверность полученных во время исследования данных вызывает сомнения. Проверить информацию невозможно ввиду  отсутствия необходимых приложений.

В рецензируемой экспертизе полностью отсутствуют данные анамнеза обследуемых. Нет полной объективной информации, характеризующей их личности. Отсутствует анализ материалов дела. Кроме того, не описано содержание семейного конфликта, причина развода и позиция каждого из родителей по данному вопросу. Не описана история совместной семейной жизни и стили семейного воспитания детей в период совместного проживания. Совершенно не ясно, кем из родителей и по какой причине инициирован развод, а ведь данная информация может  иметь существенное значение: влиять на эмоциональное состояние членов семьи, их поведение. Соответственно, влиять и на результаты исследования.

Конфликтная ситуация в семье определяет высокий уровень эмоционально-психологического напряжения, влияющий на состояние и поведенческие проявления. Поэтому применение только экспериментальных методов в исследовании не может  сформировать полный и объективный результат.

Также не проведена диагностическая беседа с подэкспертными. Нет описания их психологического статуса и сведений об эмоциональном состоянии, мимике, моторике, нейродинамике в период исследования.

Патопсихологическое обследование несовершеннолетнего Михаила Дурицына не проведено, хотя эксперт указывает  на снижение продуктивного контакта с ребенком, задержку речи, импульсивность в поведенческих реакциях и эмоциональную неустойчивость. В данном случае необходимо назначение комплексной  психолого — психиатрической судебной экспертизы с привлечением соответствующих специалистов клинического психолога и врача-психиатра.

Таким образом, выводы не обоснованы и субъективны. Экспертиза содержит неполную информацию. Проверить ее достоверность на базе общепринятых научных и практических данных не представляется возможным. Это противоречит действующим требованиям о том, что заключение должно быть объективным, обоснованным и полным (то есть, содержать исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы), всесторонним и тщательным, проводиться в пределах полученной специальности, на строго научной и практической основе с использованием современных достижений науки и техники. В данном случае, вопросы, поставленные судом, не разрешены, обстоятельства, для подтверждения или опровержения которых назначалась экспертиза, не установлены. Поэтому заключение не является допустимым доказательством, его выводы не могут быть положены в основу судебного решения, что является основанием для назначения повторной судебной экспертизы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА

Рецензенты СРО готовы бесплатно провести анализ заключения эксперта и дать устную консультацию по выявленным недостаткам и целесообразности  подготовки рецензии. Вся работа производится дистанционно, независимо от региона. Ждем Ваших вопросов!

Воспользуйтесь нашей помощью, и мы с радостью проконсультируем Вас абсолютно БЕСПЛАТНО!

Оставить заявку Заказать звонок